agritura: (Default)
[personal profile] agritura
6 Фредерик Казервуд, Чичен- Ица
Фредерик Казервуд. Зарисовка из города Майя Чичен-Ица (19 век)

Получив множество комментариев к предыдущему посту об искусстве от моих «френдов», я поняла, что поднятая тема не вмещается в объем одного поста. Некоторые вопросы для новой беседы подсказали вы, мои добрые друзья, кое-что всплыло при просмотре некоторых материалов в Сети.

1 Тиранозавр рекс нападает на утконосых динозавров Зденек Буриан

Зденек Буриан. "Тиранозавр Рекс нападает на утконосых динозавров"

Что-то такое вертится в голове необъятное и неоднозначное, к чему тек и просится скучное казенное название «Роль изобразительного искусства в повседневной жизни». И, понятно, о патрикиевской росписи и холмогорской резьбе по кости говорить не хочется, народное творчество – тема для отдельной беседы. Очередная куча вопросов, на которые нам вместе предстоит ответить, и, как и в прошлый раз, они риторические, то есть ответа, по сути, не требуют.

2 Константин Флёров Токсодон
Константин Флеров "Токсодон"

Какова же роль художника в мировом прогрессе?

И зачем же все-таки нам нужно искусство и так ли оно нужно в наше время?

Замечаем ли мы роль художников в своей жизни и жизни общества, в котором мы живем?

Знаете ли вы современных художников и нравятся ли вам их работы?

Правда ли, что прикладную роль искусства сегодня на себя взяли машины и компьютеры, и в создании полезных красивостей роль человека-художника незначительна?

Есть ли у вас ощущение, что современное искусство, если оно и существует, перекочевало в некую снобистско-элитарную область, малодоступную даже тем, кому оно интересно?

В чем же разница между произведением искусства и ширпотребом, даже самым дорогим?

Во как! На целую диссертацию темка!

Некоторые ответы мне подсказал художник Валерий Аркадьевич Корабельников в интервью «Изобразительное искусство: быть или не быть? Русский вопрос » (не кидайтесь сразу смотреть, там очень долго и нудно, сначала пост дочитайте!).

Предупреждаю, что работая над этим постом, я практически пересказываю его мысли, добавляя то, что считаю нужным и упуская то, с чем не согласна.

3 Чарльз Найт Драка дриптозавров
Чарльз Найт "Драка дриптозавров"

Я размышляла, какие же силы движут развитием изобразительного искусства, и на ум мне пришли такие: власть (в смысле – государство), религия, деньги и утилитарные потребности – ну, хочется красивого, даже на чашке нарисованного! И, конечно, вдохновение художника, ведь я сама знаю, что бывает такое состояние, что если не нарисуешь вот прямо сейчас то, что задумал, то спать не сможешь. Корабельников все разложил по косточкам более аккуратно. Он предлагает следующие области, в которых изобразительное искусство важно и нужно:

-Познание мира

-Образование и науки

-Религия

-Политика

-Индустрия

-Бизнес

-Финансы

-Рекреационная роль (отдых)

-Эстетическая.

Последнюю мы обсуждать как раз не будем, тут и так все понятно – на картины и скульптуры смотреть приятно или неприятно, они вызывают чувства, будят фантазию, греют сердце, наворачивают слезы и т.д. Это как раз то, что мы видим в галереях, тут можно обсуждать вкусы. Поговорим как раз о «негалерейном» изобразительном искусстве.

3а Носитель Ананьинской культуры

Михаил Герасимов "Носитель Ананьинской культуры"

Марфа
Сергей Никитин "Марфа Собакина". Эта та несчастная царица, третья жена Ивана Грозного, которая прожила всего несколько дней после свадьбы

Итак, как же художник может участвовать в познавании мира?

Был такой интересный чех, Зденек Буриан, который… создал динозавров. Именно такими, какими их нарисовал Буриан, мы привыкли их себе представлять. Зденеку достаточно было предоставить кости динозавра, и он, после тщательного изучения, измерений и создания множества эскизов воссоздавал его облик. Его интерес к естествознанию, а в частности, к палеонтологии, удачно совмещался с удивительным талантом художника. И удивительной же плодовитостью – он оставил наследие огромное: 14 000 рисунков, более 1000 картин маслом. Его работы можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Еще один художник-реконструктивист работал в Советском Союзе – Константин Флеров. Его картины можно увидеть и в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге, и в Дарвиновском музее в Москве и других музеях. Очень талантливый человек! В юности он получил азы академической школы живописи, но вот образование и профессию выбрал научную – биолог-палеонтолог.

И еще один выдающийся мастер в этой области – американец Чарльз Найт. Помимо виртуозной техники, его работы отличаются напряженным драматизмом: просто голливудский «Парк Юрского Периода», только застывший на холсте! ЗДЕСЬ много его.

Сегодня даже трехмерные фильмы снимают про динозавров ("Прогулки с чудовищами", например). Наивный человек и подвоха не различит: "Где они их нашли?". А в основе всей этой сложнейшей графики лежит именно тот образ динозавров, какими их представили себе когда-то родоначальники реконструктивной палеонтологии.

5 Тутанхомон
Тутанхамон. Компьютерная реконструкция

Еще одна схожая область – анатомическая реконструкция внешности. Тут даже я поучаствовала ЗДЕСЬ))). Все вы, конечно, знаете реконструкции Михаила Герасимова, которые он делал по черепам - очень правдоподобные и выразительные. Киевляне могут видеть бюст Ярослава Мудрого, выставленный в Софиевском соборе – его работа. Основным делом его жизни была археология, он с 11  лет участвовл в экспидициях, и статьи об этом позже писал, но прославился он именно реконструкциями, для которых талант скульптора просто необходим.

4

Воображаемый портрет Марии Стюарт, синтезированный на компьютере на основе ее прижизненных изображений. Не очень, правда?

Его последователем можно считать Сергея Никитина, работает до сих пор, не старый еще дядька. Он, вообще-то, криминалист, но и историческими реконструкциями тоже занимается. Ему мы обязаны рядом женских скульптурных портретов, с черепов, обнаруженных в женском некрополе Кремля; в частности, моей любимой Софьи Палеолог. А еще семья Николая Второго, Андрей Рублев, Илья Муромец. Его работы, на мой взгляд, более схематичные, чем у Герасимова. А может быть, у него просто другой художественный стиль. Все-таки рука художника многое значит именно для "оживления" облика персонажа. Этого никакой компьютер воспроизвести не может.

s640x480
Знаменитый "Носорог" Альбрехта Дюрера (1515). Долгое время использовался, как достоверное изображение животного, хотя Дюрер никогда не видел носорогов - он сделал гравюру по мотивам чьего-то рисунка. Фантазия художника иногда угадывает реальность и фиксирует ее очень выразительно!

Нынче неплохие реконструкции научились делать на компьютере, они очень яркие и, наверное, не менее достоверные, но вот об их художественных достоинствах можно спорить. С другой стороны, для работы в подобных графических программах также нужны навыки рисования, иначе вряд ли удастся создать «жизненное» изображение. Возвращаясь к скульптурным рекнструкциям, сравните кривенького старикашку-ананьинца, сделанного Герасимовым, с компьютерным Тутанхомоном, безукоризненным по-своему. Оба производят довольно сильное впечатление, но первый - это все-таки больше скульптура, это куда-то ближе к душе, а второй - сверкающий бонус для ученых. Смотришь на него и думаешь: "Как живой!". "Как", но не живой! А глянешь на старикашку, и тут же думаешь: "Надо же, как на нашего "трудовика" похож!" Что-же там все-таки таиться, там, на кончике кисти живописца и резца скульптора?

6 Идол из Коптана Казервуд

Фредерик Казервуд "Идол из Коптана"

В прежние времена исследователи новых земель и открыватели биологических видов нередко обладали большим художественным талантом. Не зря их рисунки и гравюры, сделанные по ним, сейчас ценятся, как полновесные произведения искусства и украшают гламурные гостиные. Одним из таких мастеров был англичанин Фредерик Каthервуд. В 19 веке он открыл руины цивилизации майя и зарисовал их. И не известно, за что человечество должно быть ему благодарно больше. Его рисунки – просто шедевры! Нате вам еще Казервуда.

Рисунки Маклая

Рисунки русского путешественника Николая Миклухо-Маклая

Важным был художественный талант и для ботаников – ведь новые открытые растения нельзя было довести через океан, к примеру, свежими и яркими, приходилось их прямо на месте зарисовывать. Я не стала рыться в Сети в поисках таких шедевров, а решила привести вам копии акварелей В.Миллера из альбома «Садовые многолетники», он у меня имеется (переиздание альбома, выпущенного в 1911 году) – вот красивы цветы на фотографиях, а все равно что-то в этих акварельках есть такое, чего «за деньги не купишь»! Кстати, еще совсем недавно составители книг о лекарственных растениях предпочитали использовать не фотографии, а рисунки, не знаю, как сейчас. У меня, например, есть такая книга «Лекарственные растения СССР».

8 img488
В. Миллер, из альбома "Садовые многолетники"

И зоологи туда же! Вернее, сейчас я вам напомню про орнитолога одного. Речь идет об американце Джоне Джеймсе Одюбоне. В первой половине 19 века он создал уникальную книгу «Птицы Америки» в нескольких томах. Вся она была нарисована от руки! Страницы были огромного размера – 99 см на 66!!! Точность воспроизведения просто ювелирная! Неприятным было только то, что для того, чтобы заставить птичку позировать, Джон должен был ее пристрелить (думаю, многие нынешние фотографы с моделями поступали бы также с превеликим удовольствием!). А что вы хотели?! – над каждым рисунком он корпел по два месяца, кто же столько выдержит. Не знаю, в чем уж он их там мариновал…Где-то в Сети о нем фильм документальный валяется, поищите. Многих видов, которые он запечатлел, сейчас уже и не существует.

5 Джон Джеймс Одибон Птицы Америки

7 Одюбон

Работы Джона Джеймса Одюбона из серии "Птицы Америки"

А история? А этнография? А краеведение?  Откуда бы мы знали, как выглядели многие исторические персонажи, во что были одеты, чем питались, какие предметы их окружали, если бы не художники? Благодаря многочисленным деталям быта, старательно изображенным неленивыми живописцами, мы сейчас имеем представление, как жили люди самых разных эпох. Вот как бы я представляла, как выглядел мой город в 17 веке, если бы не Абрагам ван Вестерфельд? Или, каими были постройки во множестве городов к западу от Киева, если бы не Наполеон Орда? И даже Тарас Шевченко! Про Орду я уже писала когда-то. Был такой удивительный белорусский математик, музыкант, путешественник и художник. Все любители познавательных путешествий по Украине на его рисунки и гравюры не надышатся: ведь он запечатлел множество замков и поместий такими, как они были 150-170 лет назад! Я очень часто использую его работы в своих блогах. Замечательный мужик, просто "человек эпохи Возрождения"!

Наполеон_Орда._Острог
Наплеон Орда. "Городок Острог неподалеку от Ровно"

Вербки
Т.Г.Шевченко. "Церковь в селе Вербки". Считалось, что в ней похоронен Андрей Курбский.


Вестерфельд
А.Вестерфельд "Замковая гора в Киеве". Сейчас она более покатая и почти пустая, на ней совсем недавно было кладбище, от замка не осталось и следа - он был деревянный.

Это мы так плавно к наукам и образованию перешли. Про медицину поговорим. Темы «Художник для анатомии» и «Анатомия для художника» обширны и безбрежны. Всем известны анатомические рисунки Леонардо да Винчи, да и другие художники средневековья занимались изысканиями в этой области, иногда рискую жизнью. Думаю, и в наши дни без этого не обойтись. Ну, ужасно это все выглядит в сфотографированном виде, поверьте, я знаю!

I-E-2-04a
Жак Фабьен Готье Даготи "Анатомический рисунок", 1773, Париж

И теперь все еще пользуются анатомическими атласами (я в свое время училась по Синельникову) с художественными иллюстрациями. И не только анатомия – гистология, биология и т.д. Даже самих заставляли  перерисовывать типы тканей в альбомчики карандашами.

клетки
Внутренний мир клетки. Это, представьте себе, фотография, немного подкрашенная и подретушированная. Чем вам не искусство?
Взято Здесь, там  есть еще.

Сейчас прогресс шагнул далеко вперед, думаю, дело за компьюторными 3D-изображениями, а мы с вами договорились, что и в этом деле тоже нужен художественный талант. Медицинская наука, а вернее, анатомия, так тесно связана с искусством, так тесно с ним переплелась, что сейчас уже просто используют анатомические препараты в качестве выставочных экспонатов.

тела
Жутковатый экспонат анатомической выставки

В Киеве совсем недавно закончилась китайская выставка «Тайны тела», где вместо скульптур были выставлены тщательно отпрепарированные тела умерших китайцев (завещавших свои тушки для этого экстравагантного проекта), хотя ее организаторы утверждают, что ее цель не эстетическая, а познавательная. А еще - деньговыкачивательная - 15 евро за вход?!

Adolf_Wölfli_Schähren-Hall_und_Schährer-Skt_Adolf-Ring
Работа художника Адольфа Вёльфли, страдавшего шизофренией

Если уж коснулись медицины, то нужно упомянуть и такую ее молодую область, как арт-терапия. Ее используют для реабилитации пациентов с психическими отклонениями. К слову, среди людей с психическими проблемами было немало по-настоящему талантливых художников: Ван Гог, Серафина Луи, Врубель, Северин Педер Крёйер, Эдвард Мунк, Павел Федотов. Я здесь вам показываю еще одного – Адольфа Вёльфли, швейцарца, большую часть жизни проведшего в психиатрической лечебнице. Врачи поощряли его занятия рисованием, ведь это благоприятно влияло на его состояние. Работы очень занятные, можете посмотреть ЗДЕСЬ.

Евгений Рачёв 2Евгений рачев
Иллюстрации Евгения Рачёва

Скажите, а вам нравятся школьные учебники ваших детей, их оформление? Мне - не очень. Как-то уныленько. Хотя, нам сейчас не понять: ведь мы смотрим на эти картинки "взрослыми" глазами. А первый русский букварь (вернее, азбука) был просто революцией для своего времени! Случилось это в конце 17 века, и создал его Карион Истомин, рисунки(вернее гравюры), сделал гравер Оружейной палаты Леонтий Бунин. А вот в начале 20 века была  такая азбука, иллюстрации для которой создал сам Васнецов!

13 Букварь Кариона Истомина 1691

Страница "Азбуки" Истомина

И вообще знаменитые художники не брезговали иллюстрациями, чтобы сделать для подрастающего поколения чтение и познавательным, и приятным. Чудесные иллюстрации, к примеру, создал Врубель («Анна Каренина» Толстого и «Демон» Лермонтова), Билибин («Русские сказки»), Серов («Басни Крылова») и т.д. Позже была целая когорта художников, специализировавшихся на детских иллюстрациях – очаровательный Владимир Сутеев (он и сказки сам писал), и Евгений Рачёв с его человекоподобными зверушками, и Татьяна Маврина с немного сумасшедшими рисунками, и многие другие.

14 Амурские сказки
Потрясающая иллюстрация Геннадия Павлишина к "Амурским Сказкам"

Для меня лично верхом оформительского искусства стали работы Геннадия Павлишина, иллюстрации к «Амурским сказкам». Это была моя самая любимая книга! Куда же она подевалась во время разъездов-переездов?! Массу его работ нашла в одном ЖЖ ЗДЕСЬ и прям прослезилась от узнавания и умиления!

Еще немного об образовании. Помню в медучилище и институте нам показывали такие унылые таблицы типа: « Виды высыпаний при детских инфекциях» или «Классификация желтух» и т.д., страшные такие, на желтоватом картоне, еще Пирогов по ним учился. В школах такие тоже используют – всякие там «Грызуны» и « Членистоногие», может, хоть сейчас уже посимпатичнее они. Так вот, был такой замечательный немецкий человек, Эрнст Генрих Геккель (1834—1919), просто гений в своем роде, он делал подобные таблицы, но это были самые настоящие произведения искусства!

9

10 Эрнст Геккель2

Невероятные схемы Эрнста Геккеля

Судите сами. По образованию он был врач, но по специальности никогда не работал. Был ярым дарвинистом и увлекался всякими биологическими классификациями. Правда, его обвиняли во многих неточностях и чрезмерной «художественности» его работ, но выглядят они просто потрясающе! Понятно теперь, почему в те времена такая куча естествознателей образовалась - насмотрятся таких картинок, и потянет в неизведанное...  Тут еще он есть.

На сайте «Сноба» нашла одну интересную статью, где говорится о вручении наград на конкурсе научных изображений компьютерных дизайнеров. Одна из них явно перекликается с шедеврами Геккеля. Некоторые другие тоже симпатичные, например «портрет» вируса ВИЧ.

11 Инфографика
Победитель в разделе "Инфографика" на конкурсе научных изображений в компьютерной графике. Работа "Классификация грибов". Шедевр в своем роде.
Авторы: Кендис Эллиот и Мо Файяз, Висконсин



12 3х мерная модель вируса ВИЧmage courtesy of Ivan Konstantinov, Yury Stefanov, Aleksander Kovalevsky, Yegor Voronin — Visual Science Company.
Первое место в категории "Иллюстрация" - "портрет" вируса ВИЧ, автроры: российская группа "Вижуал Сайнз Компани", Иван Константинов, Юрий Стефанов, Егор Воронин, Александр Ковалевский

Ой, все, уже пальцы болят по клавиатуре щелкать.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Спокойной ночи!

Date: 2013-08-14 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
и вот так сходу все написано?ну не верю))наверняка же в черновик сначала писалось?

Date: 2013-08-14 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Не, без черновика... В ворде сначала, конечно, а потом сюда вставляю. Я сначала обдумываю, потом картинки ищу, потом пишу, сюда запихиваю, потом собранные картинки вставляю. У меня уже вторая часть вся в голове, и картинки собраны, но сегодня писать уже облом.

Date: 2013-08-14 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
я тоже изначально в ворде пишу))

Date: 2013-08-14 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Если в интернете сразу, то подвисать может, или глюкнет что-нибудь. Как-то так надежнее.)))А я Вас что-то давно не читала. Пойду слажу.

Date: 2013-08-14 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
да ничего интересного,вот репост(в кои-то веки сделал!)у меня хороший.Ездили к первому каналу как-то))

Date: 2013-08-15 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] my-fjf.livejournal.com
Спасибо! Интересно, особенно картинки растений понравились (мне очень нравятся "акварельки" Дюрера с цветочками, знаете наверное). Но как-то вы издалека начали - с прикладного искусства. Понятно, что рисуют очень много всего и все (кому не лень), но ведь это вторично. Искусство живописи о другом? Скажем, какие пять лучших картин русских художником на ваш взгляд, почему?

Date: 2013-08-15 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Я так не могу - пять картин))) И какой критерий "лучшести"? Я, к примеру, попала как-то на выставку Коровина, мне там картин 20 понравилось! Это все равно, что спросить: "Какая у тебя любимая книга?". В памяти, естественно, всплывают какие-то хрестоматийные вещи. А этот пост как раз именно о прикладном искусстве. А может, оно все прикладное?
Edited Date: 2013-08-15 01:45 pm (UTC)

Date: 2013-08-15 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] my-fjf.livejournal.com
вооот, видите! я на это и намекаю: чтобы понять, что такое искуство (и есть ли оно на самом деле) надо установить=обнаружить иерархию, что лучше, что хуже. Когда все, вообщем-то, нравится - все равно, что все не нравится. Что именно нравится (т.е. искуство) - НЕ понятно. Конечно, на тему, что такое искусство написано тысячи книг. Но словами это не очень обьяснишь. Так есть или нет? Я вам приведу по-проще и основательнее пример: вот еда нравится или нет - у человека заложено распознавание еды - это сьедобно, а вот это нет, отравишься. Разделение, конечно, не четкое, какая-нибудь горгонзола, воняет гадостно, но есть можно. Так же есть и чуство "прекрасного" - это красиво, здорОво, а это некрасиво, уродливо. Поетому, конечно искусство есть. Откуда это чуство? Вот вам еще "загадка" (на эту же тему): почему раньше художники свои работы не подписывали (в древнем Египте просто запрещали), а сеычас любая дрянь, но подписанная "знаменитостью" стоит больших денег? (Не надоел еще?)

Date: 2013-08-15 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Совсем не надоел.

Потому что любой мазила надеется, что его подпись когда-нибудь стает трейдмарком. Я это точно знаю, потому что даже на своих графических упражнениях ставлю подпись. ))) Я эту тему во второй части разовью - художники и бизнес. Сейчас художники все больше на самоокупаемости, так как личность заказчика сейчас не персонифицирована (раньше это было государство или церковь), рынок потребителей размыт, артелей художников не существует. Совершенно не обязательно обладать талантом, чтобы прославиться и разбогатеть: красочки на холст наляпал, какой-нибудь Пегги Гуггенхайм на глаза попался - и вот тебе шедевр! И подпись: "Поллок".

Date: 2013-08-15 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] my-fjf.livejournal.com
думаю, дело обстоит печальнее: то внутреннее ("имманентное") чуство прекрасного - о котором я выше написал - иссякло. Вместе с ним ушла радость от творения этого прекрасного, ... осталось обезьянничание: "и я, и я хочу." Справедливости ради надо заметить, что так дело обстоит не везде - сейчас сильные люди идут вместо живописи в другие области - и делают замечательные красивые "вещи".

Date: 2013-08-15 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Не думаю, что это чувство прекрасного ушло - у художника (да и у любого человека, вовлеченного в творческий процесс) оно инстинктивно. Недавно в ленте попался очень интересный пост про некоего Михая Чиксентмихайи и его "теорию потока" (погуглите, это интересно). Процесс творчества затягивает очень сильно, уносит, буквально, как поток, но ушло мастерство, хороший вкус и изменились цели художников. Конечно, идут в другие области. Искусство сегодня - товар, а для любого товара нужен рынок сбыта. Где он, к примеру, у нас в Украине?

Date: 2013-08-15 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] my-fjf.livejournal.com
да есть такое - поток, мне это правда известно под другим именем ("один из пяти принципов" ... - это из университета онлаине я брал несколько лет назад - очень мне помог!). Это просто кусочек единого целого, если вы до этого "целого" доберетесь - сами будете придумывать такие теории дюжинами. Только зачем? Михай один из совершенно стандартных интелектуальных работников включенных в рынок бизнес курсов (он, кстати, характерно привирает в ролике про грин карго, микрософт и т.п.) Поток действительно легко организовать, когда дело соответствует способностям - помните описание косьбы Толстым? Некоторые поток устаривают играя в покер, рисование одно из самых для этого приспособленных занятий - это да, знаю по себе. А как "расти над собой"? Для этого поток не подходит ...
На Украине, кстати, можно очень хорошо устроить себе жизнь (я об это даже думал и пока не исключаю такого варианта для себя - я родился в Черкасской обл. тянет на "батькивщину") - вопрос в том, дошли ли вы ДО "нужной кондиции" или еще живете внушенными иллюзиями и готовы горбатится на чужого дядю.

Date: 2013-08-15 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Да нет, я всю эту корпоративную муть как за меньше всего имела в виду. Для того, чтобы рождались шедевры, нужно множество сослагаемых: спрос, общая культура потребителя и общественные тенденции, уровень самого художника (много уровней: та же культура, образование и образованность, талант, техника и т.д.). Сейчас большинство из них отсутствуют. Поэтому изобразительное искусство переместилось в пыльные музеи, а свои талант художники переместили на ниву прикладную.

Date: 2013-08-15 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] my-fjf.livejournal.com
аминь! вот вам одна из картин моей пятерки:

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/316

Date: 2013-08-15 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Спасибо! Люблю ее.)))

Date: 2013-08-15 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] simfosj1.livejournal.com
Уже верно отметили, что написаны (а уж наговорено?!) о смысле и значение искусства бесчисленные тома...
Мне часто стал встречаться такой вот ответ:
Спрашивают художника (да любого непризнанного творца) - для чего он это делает, он отвечает - ЧТОБЫ БЫЛО.
1. Видимо информационные поля, пронизывающие наш мир, во избежании катастрофического дисбаланса, нуждаются в "эстетической корректировке" (саморегуляции)- а мы лишь инструмент в этом процессе.
2. Создатель, вверив людей их собственной воле, во избежание торжества зла на земле, ко всему прочему(?), наделил иных людей даром художественного творчества(для окончательной гарантии). Перефразировав поэта можно сказать: прекрасное и злодейство – две вещи несовместные.
Эти мысли у меня давно "вертелись", но вот как понятней их изложить...?
Edited Date: 2013-08-15 08:27 pm (UTC)

Date: 2013-08-15 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Видимо, стало много злодейства, поэтому с прекрасным такие проблемы.

Date: 2013-08-16 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] simfosj1.livejournal.com
По моим наблюдениям, сейчас гораздо больше людей занимаются художественным творчеством, сочинительством и т.п.(даже у нас в провинции), чем при "совке". А как стали множиться народные ремесла, на каждой дороге развалы...
Видимо, идет "балансировка добра и зла " по неведомым нам еще законам.

Date: 2013-08-16 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Я по Украине сужу. У нас тут с этим вообще караул. Есть конечно, что-то, но оно явно в упадке. Может, действительно у меня специфический круг знакомых. Пара человек только искусством интересуется.

Date: 2013-08-16 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] simfosj1.livejournal.com
Ну не знаю - пишущая братия выросла в разы...
В отношении изобразительного искусства - диапазон приложения сил необычайно широк.
Разумеется процент людей, преданных или посвятивших себя искусству, очень мал, но в советское время у нас вообще в массовом сознании господствовали "раскрашенные фотки".
И еще, к примеру - музей современного искусства в Москве (Церетели). Посетителей единицы(был этим летом). Но он есть этот музей (и другие новые музеи) - в этом и плюс.
И еще, я уже не молод и сравниваю с прошлым, так вот, что бы там не говорили, но духовные запросы людей выросли. Немалая роль в том принадлежит религии и церкви. Да и вообще среда обитания и вещный мир становятся краше - эстетичней, чем тридцать и дальше лет назад.
Edited Date: 2013-08-16 08:59 pm (UTC)

Date: 2013-08-16 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] galinaaksyenova.livejournal.com
Еще дополню про Дюрера (очень его люблю): его "Заяц" и "Пучок дерна" стали всемирно известны потому что до него этого никто не рисовал. Не было таких тем в искусстве. И нужно было быть Дюрером чтобы увидеть красоту в обыденном.
А кто из импрессионистов нарисовал розовый туман? Не помню. Но ведть люди действительно увидели, что туман может быть розовым.

А к арт-терапии я бы еще Босха добавила. Представляю, как воспринимались его адские чудовища в средние века и в церкви, если даже сейчас и в музее от них мороз по коже

Хорошо написано. Я со многим согласна)

Date: 2013-08-16 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Спасибо за комментарий и поддержание разговора! У Босха явно что-то не то с головушкой было. Правда, мне подарили книгу Умберто Экко "История красоты/уродства", в ней очень много репродукций картин европейского средневековья. Встречаются с очень похожим стилем. Видимо, это было что-то из серии "у всех на устах".

Date: 2013-08-16 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] galinaaksyenova.livejournal.com
Мне как-то попалась книжка про Нидерланды: забавно было узнать, что в Нидерландах художники считались такими же ремесленниками, как строители, и чуть ли не вдин цех с ними объединялись. Более талантливые были богатыми ремесленниками, не более того.
Босх же голландец? Может тогда был в моде такой дизайн интерьера?

Date: 2013-08-16 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Весьма может быть. Представляете себе такие обойки в детской комнате?)))

Date: 2013-08-19 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] luckywalrus.livejournal.com
> Сейчас прогресс шагнул далеко вперед, думаю, дело за
> компьюторными 3D-изображениями, а мы с вами договорились, что
> и в этом деле тоже нужен художественный талант
Ещё как нужен! ;-) Когда-то делал себе компьютерную томографию и заинтересовался в результате техническим аспектом того, как это делается... Ой-ой-ой, как там всё сложно и интересно, но... В основе всё равно взгляд художника: специальные компьютеные программы определяют какая в том или ином месте ткань (кость, мышца, сосуд...) на основании отражения или поглощения сигнала, а уже потом РИСУЮТ то, что когда-то нарисовал художник.

Так что художники... ого-го. Даже если мы явно этого не замечаем...

PS Необычный, но интересный и познавательный материал.

Date: 2013-08-19 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Спасибо!
Я как раз в одном посте (из следующих) показывала работу художника, который делает рентген-снимки растений.

Profile

agritura: (Default)
OLENA POPOVA

August 2017

S M T W T F S
  12345
678910 1112
1314151617 1819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 26th, 2026 04:21 pm
Powered by Dreamwidth Studios