Архангельское. Азбука классицизма.
Aug. 26th, 2012 01:37 pm
Какая гармония простоты!
Я побывала здесь почти год назад, в начале октября. Случилось это на следующий день после моего сорокалетия, я была очень больна, но не тем, чем обычно болеют после юбилея, а почечной коликой. Нашпигованная анальгетиками, я все-таки потащилась с другом на прогулку, ведь не дома же сидеть, раз уж в Москву приехала. Да и погода была изумительная, для Москвы этого времени года не типичная – тепло, солнечно, безветренно, листики кругом желтые – золотая осень.
То, что не понравилось – «доезд» до Архангельского из Москвы. Автобуса мы ждали долго и безрезультатно, пока на остановке не собралась внушительная очередь. Взяли такси. Ехать, вроде бы, совсем не долго – 20 км от Москвы, но вот уже перед самыми воротами усадьбы скопилась такая пробка, связанная с отсутствием парковочных мест, что мы решили загодя выйти из такси и пройтись немного пешком.
Что позабавило – невесты в белых платьях, стоящие в очереди за билетами.

Беззащинтые плечи "королевишны" на фоне курток и джинсов.

Очередная фотосессия брачующихся
На месте этой беседки раньше была другая, в форме ротонды. Ротонда - античный элемент архитектуры, ей придшествовали святилища-толосы и постройки-моноптеры, округлые в плане. Обычно украшались колоннадой. Использовались широко - от беседок до грандиозных сооружений, типа римского Пантеона.
То ли технически нельзя о фотосессиях договориться заранее, то ли не все это делают. Я в свое время в белом наряде замуж сходила дважды, если уж соберусь еще, то надену что-то уже более соответствующее возрасту и своему личному вкусу, поэтому теперь можно побрюзжать. О нынешних фотосессиях в исторических декорациях сейчас могу сказать одно – странная это традиция. Бывает, молодые уже после свадьбы специально куда-то выезжают (в Прагу, например), чтобы сфотографироваться и потом разместить эффектные снимки в «Одноглазниках», это еще можно понять (хоть и тоже с натяжкой). Но вот когда большая часть свадебного дня посвящается фотосессии, только потому, что для невесты это «единственный такой день в жизни», и ее должны запечатлеть в как можно больших ракурсах и несусветных позах, в как можно более эффектных декорациях, чтоб как можно больше людей ее видели, красивую, иногда – в совершенно нелепом наряде, на шпильках и лакированным домом на голове.
И таскайся за ней бедный жених с флердоранжевой розой в петлице, и свидетель с шампанским, и полуголая свидетельница на шпильках же, и уморенные гости, только для того, чтобы она потом часами мучила десяток подружек, показывая им бесчисленные сотни и тысяч снимков: «Посмотрите все, какие мы красивые и счастливые, и я - королевишна, и умрите все от зависти!». Простите меня, милые невесты! Сама такая была дважды, поэтому знаю, о чем говорю.

Упоямянутая приятная природка...

...желтые листики...

... и уточки.

Прекрасное, все-таки, состояние природы...
Народу на территории - толпы, благо, площадь усадьбы позволяет развернуться. Как обычно, «напряг» с туалетами, перекусить можно только в одном месте и туда огромная очередь, музей закрыт. Все это с лихвой компенсируется сдержанной красотой ансамбля и классической гармонией планировки. Давайте, оставим все болячки, ворчание и неудобства позади и прогуляемся по усадьбе, а я пока расскажу вам что-нибудь общеобразовательное, чтобы самим не лезть в Интернет.
Начнем с того, что раньше на этом месте было село, сельцо даже, под названием Уполозы, или Уполозье. Поначалу думалось, что то ли от «уполовлять» - делить пополам, то ли от «упользовать» - приносить пользу, то ли попросту от «уползать». Более вероятная версия – фамилия Алексея Ивановича Уполоцкого, владетеля села, московского дворянина, приставленного к двору Ивана Четвертого. Чтобы вы понимали, село на 20 дворов тогда уже считалось очень большим, а это было маленькое, хоть и церковь деревянная здесь стояла, посвященная Михаилу Архангелу. Упоминается сельцо впервые в звенигородских документах в 1537 г.
Во время Смуты селение было разорено, из собственности Уполоцких оно перешло поначалу к боярам Киреевским (да и сам род Уполоцких угас), а затем к Шереметевым (с середины 17 века). А затем к Одоевским, Черкасским, а уж потом к Голициным, а именно Дмитрию Михайловичу Голицыну. Этот петровский вельможа принадлежал к четвертой ветви Голицыных (не путать с Борисом Алексеевичем Голицыным, из третей ветви, сподвижником Петра в самом начале его царствования, он потом попал в опалу). Историю самой многочисленной дворянской фамилии рассказывать не буду, скажу только, что древняя она очень, от Гедиминовичей. Сам Д.М.Голицын успел здесь только двухэтажную усадьбу соорудить, а затем влез в заговор, попал в Шлиссельбургскую крепость да там и сгинул. Его сыну Елизавета вотчину вернула, но у того руки до нее не доходили, а вот внук, Николай Алексеевич, уже развернулся на славу (заканчивали стройку уже новые владельцы Юсуповы). На престоле уже был Павел. Он, как известно, мамашу свою и приближенных ее не любил, а вот архитектурные вкусы у них были сходные – он, как и она, предпочитал классицизм, хоть и со своими особенностями.
В России личные пристрастия монархов сильно влияли на градостроительство и облик основных построек, правда и местные черты такие постройки нередко имели. Петр, к примеру, любил голландский стиль, первые постройки в Петербурге были именно такими. Правда, стиль этот не прижился, не соответствовал он широте души русской и строительному размаху. Елизавета была пламенной поклонницей барокко – любила она пресыщенную роскошь, которую в камне воплотил для нее Растрелли, а затем Мичурин, Ухтомский, Квасов и другие. Немка-Екатерина предпочитала умеренность и строгость во всем (кроме личной жизни). В Европе к моменту ее прихода к власти уже вовсю поднимал голову архитектурный классицизм, зародившийся в Италии благодаря талантам виченцианца Андреа Палладио, и уже широко применявшийся во Франции. Екатерина от моды не отставала, тем более, что это соответствовало ее личным вкусам. Павел тоже предпочитал классицизм, правда, насмотревшись в Европе на замки и старинные дворцы, он сам нередко вмешивался в строительство, настаивая на включении в строгие проекты черт своеобразных, романтических – как, например, при постройке Михайловского замка.
В молодом Петербурге, где строительных площадей было побольше, дворцовые и усадебные ансамбли, административные и ведомственные комплексы гармонично сочетались, создавая единый архитектурный пейзаж. В архаичной же Москве, куда мода на классицизм дошла также, усадебные комплексы приходилось втискивать в уже существующую городскую застройку. Здесь старинные палаты и храмы пестро соседствуют с барочными и классическими городскими усадьбами, создавая неповторимое лоскутное одеяло стилей. Компактность построек того времени несколько диссонирует с имперской философией классицизма – ведь стиль этот заимствован из античности и древнеримских сооружений. Простота форм и линий должна сочетаться с величием и размахом. Наиболее полно это можно было воплотить в загородных резиденциях, где заказчик и зодчие не были стеснены в площадях.
Для совершенно неискушенных (а таких, как я предполагаю, ... есть у нас), в двух словах о том, как определить, что перед вами постройка в стиле классицизма:
1) Строгие геометрические линии. Если вы видите множество завитков и изогнутых элементов, значит, перед вами барокко, модерн или эклектика – о них мы сегодня не говорим.
2) Осевая симметрия. Это понятно? Если через середину постройки провести линию, то правая и левая от линии половины должны быть зеркальным отражением друг друга. Сад, партер, клумбы, парк перед зданием обычно разбивался по тому же принципу и назывался регулярным, (в отличие от пейзажных парков, где имитировалась природа; обычно «задорого» имитировалась).
3) Наличие ордера – практически обязательно. Что такое ордер? Википедия сухо называет это «стоечно-балочной» системой – представляется что-то такое страшное, квадратно-гнездовое. Проще назвать это колоннадой с перекрытием. Нередко перекрытием служило эффектное такое навершие в форме вытянутого треугольника - фронтон. Его нередко украшали фигурами героев и богов и прочим имперским декором, чуть ниже могла быть широкая лента, тоже украшенная фигурами - фриз. Иногда фронтона не было, ограничивались одним фризом, но это уже вариации. В зависимости от формы колонн и капителей (насадочки такие, которыми колонна сверху завершалась), ордер может быть дорическим (простая форма), ионическим (с валиками-волютами), коринфским (словно растения, собранные в сноп) и тосканским (самый простой – «тупо» подставка). Есть еще некоторые нюансы, которые в древности соблюдались очень строго, но в эпоху классицизма уже возникли некоторые вольности и комбинации.
Примером для «классиков» служил афинский Парфенон, более поздние эллинические сооружения (в Эфесе, например), римские триумфальные арки и проч.
Еще классицизм принято делить на ранний, средний и поздний или высокий (ампир, это когда гербы есть, доспехи и другая военная символика), но мы на этом зацикливаться не будем, пусть специалисты разбираются.

В Архангельском начнем с того, что к класицизму не относится. Это храм Михаила Архангела выстроенный в 1667 году крепостным зодчим Павлом Потехиным на месте старого деревянного . Со временем имя "Архангельское" перешло и к сельцу, и к усадьбе. Это самая старая постройка на территории усадьбы. Такой стиль условно называют русским узорочьем, до классицизма еще далеко.

В 17 же веке была построена эта "Каменная кладовая над оврагом". Тоже к классицизму отношения не имеет.

Сторожевая будка - тоже одно из немногих "неклассических" строений усадьбы.

А вот эта штука, имитирующая сторожевую башню, хоть и деревянная, но имеет классические элементы - небольшие фронтончики, например.

Приближаясь по тенистым аллеям к дворцу, вы должны сквозь темные деревья увидеть сияние белых колон и ощатить волнение и восторг. Ощутили? Это тоже замысел творцов ансамбля - слияние архитектуры и природы.

Большой дворец. В плане его комплекс составляет прямоугольник - главное здание, комплекс арочных въездных ворот и две двойные коллонады, их соединяющие. Вот эта круглая надстройка свеху называется "бельведер". Дословно переводится с итальянского, как "прекрасный вид", означает беседку, смотровую башню. В классицизме используется часто (например, московский дом Пашкова).

Комплекс въездных ворот Большого дворца. Обыгрывается тема арки - это элемент древнеримской архитектуры. В Древнем Риме часто строили, например, триумфальные арки в честь императоров (арка Септима Севера, Константина, Тита и т.д.)

В классицизме античные заимствования присущи не только архитектуре. Это скульптура сфинкса - женщины-чудовища (разве не чудовищно - грудь на плечах?!), которая по легенде загадывала путникам загадки, а потом завтракала ими, если не получала правильного ответа. Почти как моё руководство.

Вход во дворцы нередко украшали пугающими (и не очень, как этот) животными, призванными охранять дом.

Скульптуры бузящих героев заключили в стеклянные клетки, чтобы не поранили прохожих. Бюстики, которые поспокойнее, оставили так.

Здесь хорошо видны каптели колонн - валики-волюты. Значит, колонны ионические. Такие колонны появились в Ионии, в Малой Азии, что ясно и по названию, распространились в Греции в 5 веке д.н.э. Ими обычно украшали храмы женских божеств.

Андрогинный бюст. Такие тогда мужчины были в моде...

Еще один веселый лев, похожий на собачку.

На этот раз - действительно собачка.

Полукрыглый эркер еще можно назвать полуротондой. В древней архитектуре такой элемент встречался редко, это скорее фантазийная обработка традиционного колонного ордера более поздними авторами.

От паркового фасада открывается вид на партер. Единственное украшение - партерный газон. И скульптуры, конечно. Строгость и лаконичность во всем! И непременная четкая симметрия.

Фонтан, украшеный античной скульптурной группой и неистребимые брачующиеся на заднем плане.

Таких вот безымянных героев в Архангельском немало. Ими обильно украшены Верхняя и Нижняя терассы. Вообще в дворцовом компексе более 50 скульптур. Кто не верит - пересчитайте.

И божества тут водятся помимо героев. Диана и Аполлон, судя по всему.

"Руинированное" завершение терассы - модная имитация, романтический элемент классицизма.

Аллея, ведущая к нижней терассе.

Очень модно было украшать классические парки колоннами с героической символикой (в данном случае - орел). По древне-римскому образцу, конечно.

А это - дворец "Каприз". По большому счету - людская, хотя внутри она имела все атрибуты дворца - декор, скульптуры и т.д. Небольшое строение справа сейчас называется Чайным домиком, но когда-то это была библиотека, обладающая двумя "крыльями". После пожара осталась только средняя часть. Ну, не сносить же ее?

Секрет регулярных парков - на пересечении аллей, оглядевшись, вы всегда можете видеть какое-нибудь строение.

А это - довольно точный образец дорического ордера: бороздки на колонне - канелюры с острыми гранями, капитель без украшений. Под капителью выступающий ремешок - значит, римско-дорическая. Если бороздка - греко-дорическая. Сверху, на фризе чередующиеся рядочки поперечных полосок - триглифы, между ними пространства, украшенные веночками - метопы. Все правильно! А ведь построено в 30-е годы 20-го века! Санаторий это.

Достоинство регулярного парка - в нем трудно заблудиться

Санаторий "Архангельское". Довольно точная стилизация "классики".

Удачно обыгран природный рельеф - спуск к Москве-реке

От зданий санатория хорошо виден дворец и террассы

А тут посетители гуляют и просто валяются на траве. Красота!

А эту штуковину построили перед самой революцией - в 1916 году. Это пафосный храм-усыпальница Юсуповых. Стиль выдержан безукоризненно. Древними прародителями колоннад-галерей были портики - навесы такие на колоннах. Они давали тень, древние под ними отдыхали, прогуливались и беседовали. Нам, вроде, и не надо такое, но красиво.

Здесь уже коринфские колонны, с ветвями. Ранее предполагалось, что это стебли и листья аканта, а придумал такие колонны греческий скульптор Каллимах. И немного о куполах - это уже римское изобретение. Всякие там капитолии помните? У греков, в более ранний период, было все проще: нужен вам храм? Пожалуйста! Прямоугольный план, двускатная крыша, ряд колонн снаружи, ряд - изнутри. И ордер, конечно.
Классицизм в Архангельском – работа француза Шарля Герна, вернее, проект его, а строили русские мастера. Парк создал итальянец Джакомо Тромбаро, опять же, не сам. Здесь внимательный турист может рассмотреть и «прочитать» многие элементы классической архитектуры. Так что, в очередной раз отправляясь туда гулять, можно не только полюбоваться листиками и уточками, но и рассмотреть основные черты архитектуры классицизма – ведь вы о ней теперь все знаете!
no subject
Date: 2012-08-26 04:46 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-27 07:14 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-26 05:43 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-26 08:32 pm (UTC)Прекрасное место для прогулки в одиночку, размышлений и чтения.
Спасибо!
no subject
Date: 2012-08-27 03:03 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-27 07:42 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-27 07:56 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-27 11:47 am (UTC)Деревянная башня очень понравилась. Ну и лев, конечно :)
no subject
Date: 2012-08-27 12:27 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-27 06:27 pm (UTC)Давайте друЖЖить что ли!)))
Заходите в гости)