agritura: (Default)
[personal profile] agritura


Леонардо да Винчи повсеместно считается Человеком Возрождения, полиматом (polymathēs – человек универсальный, греч.), искушенным в самых различных областях искусства и науки – он был не только гениальным живописцем, но и инженером-конструктором, анатомом, писателем, философом, тезкой знаменитого актера и т.д.

Это уже такое нарицательное: говорят «Человек Возрождения», и сразу перед глазами встает Леонардо с его механическими чертежами.


Леонардо придумал летающую тарелку? Или прилетел на ней?

Все, кто читает мои экзерсисы давно, в курсе, как я обожаю Дюрера. Я старательно изучаю его творчество и его писательские труды тоже. Недавно перечитывала его «Дневники, письма, трактаты» и в очередной раз удивилась и пришла в восторг от Лучезарного – как же он был многогранно талантлив и красив всесторонне развит!

Конечно, некоторые искусствоведы, широко известные в узких кругах, называют его «Северным Леонардо», но именно как Человек Возрождения он намного менее знаменит среди современной публики, чем его итальянский собрат по искусству. Очень как-то хочется восстановить справедливость.


На Гравюре "Святой Иероним в своей келье" Дюрер изобразил собственную мастерскую. Вот:




Их разделяли 800 км, Альпы и одно поколение – Леонардо был на 19 лет старше, но умер он всего на 8 лет ранее – Дюрер прожил относительно недолгую жизнь. Дюрер осуществил годичное путешествие в Италию в молодости, так что не исключено, что он слышал о Леонардо и даже видел его работы, однако в своих письмах друзьям он не упоминает этого. Нельзя сказать, что о своем пребывании в Италии он отзывается с восторгом – только пара художников заслужила его похвалу, сами же итальянцы ему не понравились вообще (в отличие от итальянской моды).


"Краб" Леонардо да Винчи


"Краб" Альбрехт Дюрер

Удивительно, как похожи записи, идеи, мысли, проекты, увлечения и образ жизни двух художников, живших на разных концах Европы!

Давайте понаблюдаем за этим. Предлагаю также устроить что-то вроде соревнования между двумя гениями – в каждой из освещенных областей они будут получать очки, а мы потом посмотрим, кто победил.

Личная жизнь.

Похоже, оба художника были «женаты» на своем ремесле. У Дюрера, однако формально была жена, Агнес, о которой в своих записях он упоминает вскользь и довольно прохладно. Друзья также туманно намекают, что в семейной жизни был Альбрехт не особенно счастлив – жена была сварлива и не в меру практична. Да и самому художнику, похоже, супруга нужна была только для того, чтобы присматривать за домом, ухаживать за престарелой матерью Альбрехта и сбывать на ярмарках его гравюры.


Агнес Дюрер вначале семейной жизни (слева) и на 27 году брака.

Правда, кажется, Агнесс позировала для многих его картин – у всех Мадонн Дюрера лицо подозрительно смахивает на его жену. Детей у них не было, информации о любовницах Дюрера до нас тоже не дошло, однако любовниц своих друзей в письмах к ним он упоминает часто, явно подтрунивая.

Леонардо же вообще никогда не был женат, о его женщинах (впрочем, как и мужчинах, если он, как утверждал Вазари, был геем) ничего не известно. У Дюрера хоть что-то, так что он получает 1 балл.

Итак, Дюрер-да Винчи
1:0

Музыка.


"Мужская баня", 1498. Ксилография (гравюра на дереве). Дюрер изобразил себя в образе флейтиста


Дюрер очень любил хорошую музыку, особенно лютню. У него было несколько знакомых музыкантов, которым он нередко дарил свои работы (хотя был изрядно скуповат). Леонардо же сам был превосходным музыкантом и хорошо играл на лире.

Счет выравнивается - Дюрер-да Винчи 1:1


Архитектура


Известно, что Леонардо увлекался архитектурными проектами, их сохранилось несколько.


Леонардо да Винчи. Проект храма


Арочный мост Леонардо да Винчи


Еще проект да Винчи


И еще.


Придуманные да Винчи двухуровневые улицы.

Когда стала изучать вопрос, оказалось, что и Дюрер в этом преуспел – он даже написал трактат о укреплении городов. Оба мастера получают по баллу, однако проекты ни одного из них не были воплощены в жизнь.


Проекты крыши церкви. Альбрехт Дюрер.


Проект укрепления города. Альбрехт Дюрер.


Фортификационные сооружения. Альбрехт Дюрер. Представляете, на что он замахнулся?! Ведь в то время безоговорочное первенство и даже монополия в фортификации была за итальянцами!


Капитель колонны. Альбрехт Дюрер

Счет 2:2


Художественные техники.

Да Винчи в первую очередь писал маслом, он изобрел технику «сфумато» - плавного, «дымчатого» перехода тонов и очертаний. Он добивался этого наложением множества тончайших полупрозрачных слоев. Также мы имеем возможность изучать его рисунки красным мелком (сангиной) и углем тоже, а еще чертежи пером и тушью. Не известны его акварельные работы, также он сам не занимался гравировкой. Так что он зарабатывает 1 балл.


Альбрехт Дюрер "Святой Антоний". Был  ли кто-то, равный ему в гравюре?!

Дюрер нам оставил довольно много живописных работ, чудесные акварели, много рисунков в разных техниках, а также знаменитые мАстерские гравюры на дереве и меди – в превеликом числе! В этом он преуспел и стал, несомненно, лучшим в этой области. Удивительна его техника – нанося гравировки на лист меди, например, он двигал не руку, а доску под ней! Так что он владел большим числом техник. 2 балла – мы рыдаем от восторга!

Счет 4:3 в пользу Дюрера.

Астрономия и география

Леонардо написал небольшой трактат «О Земле, Луне, Солнце» и открыл причину «пепельного отсвета» темной стороны луны. Дюрера также эта тема интересовала – он создал карты неба с созвездиями.


Альбрехт Дюрер "Карта Северного неба"


Альбрехт Дюрер "Карта Южного неба"

По баллу, 5:4, Дюрер впереди.


Механика.

Тут, конечно, первенство принадлежит Леонардо – мало того, что большинство его инженерных проектов вполне рабочие, так еще и сами чертежи – просто шедевры стимпанка!




Инженерные чертежи Леонардо

Лео получает балл, Альбрехт пока отдыхает в тенечке.

5:5.

Оружие.




Зарисовки Дюрера

Дюрер нередко оружие (и доспехи) изображал, и очень красиво, но сам его, похоже, не изобретал. Так что ему 1 балл, а Леонардо – 2. Только посмотрите на это!:


Это же просто мясорубка для плохих парней!

И еще да Винчи изобрел колесцовый замок для пистолета, который использовали еще много десятилетий после его смерти.


Леонардо да Винчи. Схема арбалета


Тот самый колесцовый замок да Винчи

6:7, Леонардо вырывается вперед, чертяка!


Мадонны

Тут будет много картинок.

Кажется, что да Винчи показал нам наилучшие образцы изображений Богоматери, и первой на память приходит утонченная и полувоздушная Мадонна Литта. И смутно помниться, что были у него еще, и немало. И еще, что все мадонны да Винчи идеалистичны, эфимерны, возвышенны, неприлично красивы. Почти все. Оказалось, однако, что их не так уж много, и встречаются среди них… всякие встречаются.

Мадонны Леонардо:


Мадонна Литта


Мадонна с веретеном


Святая Анна и Мария с младенцем


Мадонна с младенцем и анелом.

Эти красивенькие были. А остальные попроще. Мне кажется, там была одна модель, а здесь - другая:









Дюрер оказался не менее плодовитым. Его Богородицы очень земные и вполне себе корпулентные особы. Повторюсь, у большинства лицо Агнес Дюрер, а она, похоже, женщина была крепкая. И писал он их довольно часто, и некоторые из них тоже очень красивы:












"Праздник четок" - на самая удачная композиция, Дюрер перемудрил с геометрическими расчетами.


"Святое семейство"


Дюреровский вариант "Анны, Марии и младенца". В образе Анны - Агнес Дюрер.



Ну, и таких же еще у него было много:



Так что каждому по 2 балла.

8:9. Леонардо пока лидирует.

Пропорции.

Думаете, победит Леонардо со своим «Витрувианским человеком»? Вот она, сила стереотипов!



Подписи к рисунку:

"Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя - рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник…» И т.д.


Но Дюрер тоже совсем не простачок! Он написал целые 4 (!!!) книги о человеческих пропорциях!

Если честно, то это, по сути один трактат «4 книги о пропорциях», но очень, очень подробный (остальные картинки - Дюреровские).






«…Я намерен выбрать легчайший известный мне путь, чтобы показать, ничего не утаивая, как следует измерять и расчленять человеческую фигуру. И я прошу также всех, кто владеет основами этого искусства и может показать это своими руками, изложить это ясно для всех, чтобы не нужно было больше идти длинным и трудным путём. Я надеюсь зажечь здесь маленький огонёчек. И если все вы будете вносить в это искусные улучшения, со временем из него может быть раздуто пламя, которое будет светить на весь мир»




Так что оба получают по 2 балла.

Счет 10:11 в пользу Леонардо.


Анатомия.



Альбрехт Дюрер. Анатомические штудии.

Опять бородатый итальяшка вырывается вперед. Его интересовали не просто анатомические особенности тела в приделах интересов художника, он интересовался и внутренней анатомией, чему свидетельство многочисленные графические изображения.

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи:












Дюрер тоже интересовался анатомией, но не так глубоко – в прямом и переносном смысле слова. Ему 1 балл, Леонардо – 2.

11:13, Леонардо лидирует. Есть ли у немца шанс?

О! Есть область (после гравюры, конечно), в которой Дюрер – несомненный чемпион!

Автопортреты.


Считается (!), что это автопортрет Леонардо. Но это не факт


Это вроде бы недавно найденный автопортрет Леонардо в молодости. Но больше похоже на аферу.

Существует только один автопортрет Леонардо, где он уже старый, сморщенный и бородатый. К слову, умер он в 63 года, а на рисунке – совсем древний старик. Итальянцы недавно явили свету еще один якобы его автопортрет, в молодом возрасте. Удивительно, что они с Дюрером немного похожи. Так что с этим получится 2. Да Винчи явно не страдал нарциссизмом. В отличие от Дюрера!


ДюрерДюрерДюрерДюрерДюрерДюрер
У меня про его автопортреты есть отдельный пост.

Да нет, пожалуйста! Красавчик же! Смотреть приятно. Так что 1 балл заслуженный.

12:13. Итальянец пока впереди.

Львы

О животных вообще мы потом поговорим, но отдельно хочется вспомнить львов.
Сразу вспоминается вот этот лев Дюрера:


Смешной, правда?

Особенно, если сравнить со львами Леонардо:




Для этой работы, правда, Леонардо только рисунок сделал, гравировал для него другой человек.


Однако далее мы видим, что Альбрехт не устает тренироваться, и львы у него получаются все лучше и лучше:







Так что даже количеством берет, у Леонардо львов меньше, но зато есть один механический – он мог сделать пару шагов, а потом у него вываливался бок и внутри обнаруживался букет лилий.


Механический лев Леонардо

Льва Лео смастерил к приезду французского короля, лилии, как известно – знак Французской короны.

По баллу.
13:14, да Винчи ведет.

Математика.


Иллюстрация Леонардо да Винчи из книги Луки Пачоли "О божественной симметрии"


Леонардо да Винчи. Компас для прослеживания параболы с постоянным движением (не спрашивайте меня, что это такое)

Оба были сильны в ней, особенно в геометрии. Дюрер так и подписывал некоторые свои трактаты: «Альбрехт Дюрер, известный художник и геометр». Он посвятил геометрии много исследований и несколько трактатов, в частности «О симметрии». Леонардо также изучал геометрию, его интересовала, например, Эвклидова система пропорций, измерение плеча и т.п.

Платоновы тела.


На знаменитой гравюре Дюрера "Меланхолия" есть платоново тело - слева глыба, и еще "магически квадрат":


Нижние две средние ячейки - год создания гравюры - 1514. По любой горизонтали, вертикали и диагонали сумма чисел равна 34. Это первый известный в Европе магический квадрат!


Геометрические чертежи Дюрера


Трактат Дюрера о симметрии.


Чертеж из трактата

Еще по баллу. 14:15, Дюрер все еще позади.

Трактаты о технике живописи.

Есть у обоих, и тот и тот очень интересно читать, особенно тем, кто хоть немного рисует. Вот, например, изречения о прекрасном обоих авторов:

Дюрер. О прекрасном

"…Что такое прекрасное — этого я не знаю. Все же я хочу для себя так определить здесь прекрасное: мы должны стремиться создавать то, что на протяжении человеческой истории большинством считалось прекрасным. Также недостаток чего-либо в каждой вещи есть порок. Как избыток, так и недостаток портят всякую вещь. Можно найти большую соразмерность в неодинаковых вещах.


А.Дюрер, иллюстрации к трактату. Две следующие - то же.





Но чтобы знали, что бесполезно, — то бесполезна хромота и многое подобное. Поэтому хромота и ей подобное некрасивы. Также для изучения прекрасных вещей полезен хороший совет. Но принимать его следует от того, кто сам хорошо умеет работать своими руками. Ибо от прочих невежественных людей это скрыто, как от тебя — чужой язык. Все же каждый, кто создал произведение, может выставить его на суд простых людей. Обычно они замечают неудачное, хотя и не понимают хорошего".

Леонардо да Винчи:

"Что побуждает тебя, о человек, покидать свое городское жилище, оставлять родных и друзей и идти в поля через горы и долины, как не природная красота мира, которой, если ты хорошенько рассудишь, ты наслаждаешься только посредством чувства зрения? И если поэт пожелает в этом случае также назвать себя живописцем, то почему не берешь ты эти места в описаниях поэтов и не остаешься дома, не испытывая излишнего жара солнца? Разве не было бы тебе это и полезнее, и менее утомительно, так как ты остался бы в прохладе, без движения и без угрозы болезни? Но душа не могла бы наслаждаться благодеяниями глаз, окнами ее обители, не могла бы получить образов радостных местностей, не могла бы видеть тенистых долин, прорезанных игрой змеящихся рек, не могла бы видеть различных цветов, которые своими красками гармонично воздействуют на глаз, и также всего того, что может предстать только перед глазом".

По баллу каждому, и счет 15:16 в пользу Леонардо.

Оформление всего, что можно (дизайн, как мы сказали бы)

Здесь, конечно, Дюрер мог бы дать колоссальную фору – ведь он изначально учился на «дизайнера» - на ювелира. Нюрнбергские мастера славились по всей Европе не только мелкими колечками и подвесками, они создавали из серебра и драгоценных камней огромные кубки и целые алтари.


А.Дюрер "Проект фонтана"


А.Дюрер "Двусторонняя чаша"


А.Дюрер "Проект фонтана"


А.Дюрер "Проект фонтана"


А.Дюрер "Проект триумфальной арки"

Сохранилось несколько эскизов Дюрера, наглядно демонстрирующих его мастерство в этой области. Тут бы Дюреру сравнять счет, догнав Леонардо, но я поступлю, как настоящая девочка: дам очко и Леонардо за дизайн одной единственной вещицы.

Вот:


Сумочка Леонардо.

По его эскизу в наше время пошили реальную сумочку!:



16:17 в пользу да Винчи. Финал очевиден?

Но мы же еще не все рассмотрели.

Растения.

У обоих есть что-то вроде ботанических рисунков:

Лео:












Дюрер:




Деталь.

И еще Дюрер:











Мне кажется, здесь лучший очевиден.

Альбрехт в этом туре одерживает долгожданную победу и получает 2 очка, в то время как Леонардо только 1 – ему огонька явно не хватает.

18:18. Страсти накаляются!


Животные

Львов мы уже видели, но есть же еще и другие.


"Дама с горностаем" Леонардо да Винчи

Леонардо был явным поклонником лошадей, либо просто у него сохранилось множество эскизов к «Битве при Ангиари». Рисовал он и ругих животных, и очень мастерски – горностая, например, в знаменитой «Даме с горностаем».



Штудии лошадей Леонардо


Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари"


И еще мишка:





Есть наброски и мелких зверьков.





Так что с зоологическим рисунком да Винчи справлялся не хуже, чем со всеми остальными, но Дюрер, Дюрер! Посмотрите на его работы:










Собачка смахивает на леонардинового мишку




Крыло сизоворонки.


...И сама сизоворонка


Омар





Носорога Дюрер сам не видел, нарисовал по описанию. Вполне удачно, как видите.

И наконец - шедевр!:



За одного только шедеврального «Зайца» я без колебаний в этом туре отдаю перевес ему – 2 очка, у Леонарда – 1.

Итого:
20:19 в пользу Дюрера. Лучезарный на финишной прямой вырвался вперед!

И последний тур.

Наличие повсеместно известного, до тошноты растиражированного, узнаваемого даже слабо зрячими шедевра.

Конечно, здесь балл у Леонардо. Большинство более-менее образованных людей имеют представление хоть о каких-то работах Дюрера, но ни одна из них (к моему сожалению) не снискала такой оглушительной популярности, как это:


Сидит такая и нагло смотрит. И все перед ней бессильно...


Счет 20:20. Боевая ничья.

Если есть кому что добавить – велкам в камменты. За кого болели?

Date: 2016-11-15 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] veronika216.livejournal.com
Роскошный пост!! И задумка оригинальная и необычная! Спасибо, было необычайно интересно Вас читать!
А болела я за Дюрера (сама потом удивилась)

Date: 2016-11-15 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Спасибо! Он классный, я тоже за него, но я не подсуживала :)

Date: 2016-11-15 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] the-samian.livejournal.com
По правде говоря, я бы убрал у Леонардо единичку за оружие. Но добавил бы единичку за то, что его картины есть в музеях России - хоть и не его это заслуга.

И много-много баллов дал бы автору текста!

Date: 2016-11-15 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Спасибо! Да уж, насчет оружия нехорошо как-то. Художник - и вдруг изобретение новых способов убийства.

Date: 2016-11-17 02:28 am (UTC)
From: [identity profile] yellowsnake27 (from livejournal.com)
Люблю Дюрера, даже копировал его в младые годы. Удивительно, что вы не поместили его известную работу " Четыре всадника Апокалипсиса " Но сравнивать его с да Винчи... Леонардо гений - и этим всё сказано.

Date: 2016-11-18 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Таладна! ;))) Я его дымчатых красавиц не люблю - явно не хватает реалистичности и жизни. "Троица" Рублева больше похожа на настоящих людей, чем портреты да Винчи. Мне никогда не нравилась "красивость" в искусстве, ну, в модерне, разве что. Для меня скорее Рафаэль - гений, у него изумительно сочеталось живое и божественное. Интересно, что не смотря прекрасные графические штудии с оживленной и действительно гениальной динамикой движения, живопись у Леонарда статична и манерна. Дюрер в живописи тоже не всегда на высоте, признаю, зато он гений графики. Они разные очень. Это же шуточное соревнование.

Date: 2016-11-18 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] yellowsnake (from livejournal.com)
Шуточное соревнование ?! Ну слава Богу, а то я уже сел писать жалобу в министерство шуток и соревнований :)

Date: 2016-11-25 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] meursault-vs.livejournal.com
Абсолютно!

Date: 2016-11-15 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] mar-styuard.livejournal.com
спасибо
интересно сравнить двух гениев
да Винчи более раскручен в современном мире , а Дюрер наверное более экспрессивен и фантастичен для современного глаза
мое сердце принадлежит Дюреру - готичному, изящному, тонкому и прекрасному...
а зайчика я с детства люблю

Date: 2016-11-15 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Мне кажется, Дюрер незаслуженно обойден вниманием. А он вполне годится на роль "медийной фигуры" :)

Date: 2016-11-15 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] mar-styuard.livejournal.com
конечно,такой красавец : )

Date: 2016-11-15 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] serenaalex.livejournal.com
Потрясающий пост! Спасибо вам огромное! Болела за Леонардо (просто люблю его больше), но и Дюрера тоже очень уважаю. Не удивилась нисколько результату.

Date: 2016-11-15 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2016-11-15 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] vincenati.livejournal.com

Блестящая работа! Получила огромное удовольствие.  Люблю обоих, но конечно болела за Леонардо.
Про Агнес.  Я не делала специальных поисков, но в музее Дюрера в Нюренберга очень тепло о ней говорят. Иниерактивный визит музея  озвучен "ее голосом", она показывает свой  дом. Она очень присутствовала в жизни Дюрера.
По поводу оружия Леонардо. Его нанял миланский люка в первую очередь для организации обороны города. Это было его основной  работой.
И вот вы не раскрыли тему театра и спектаклей.  Леонардо устраивал представления с феерическими эффектами, декорациями, костюмами и пр мишурой.
Ваш анализ- соревнование просто потрясающее!  Спасибо.

Date: 2016-11-15 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Леонардо еще кулинар был. И Вам спасибо!

Date: 2016-11-15 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] snejniy-elf.livejournal.com
Заяц, конечно, великий, но цветы Дюрера для меня открытие!
Спасибо Вам. Очень интересно.

Date: 2016-11-15 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Спасибо! У него еще и пейзажи отличные, акварели.

Date: 2016-11-15 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] snejniy-elf.livejournal.com
Даже не спорю! Гений!

Date: 2016-11-15 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] schoscha-13.livejournal.com
Конечно, за Альбрехта! Отличный пост! В доме-музее А.Д. аудиоэкскурсии тоже рассказывают от имени Агнес.
Image
Image
Это в его мастерской.

Date: 2016-11-16 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Спасибо! И за фотки тоже. Его письма к друзьям (к Пикгеймеру, в частности), носят довольно неформальный характер, местами даже фривольный, но о жене он упоминает, как о совершенно постороннем человеке, типа секретарша. Даже о матери и братьях как-то больше. Темная, в общем, история.

Date: 2016-11-15 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] beloruska-id.livejournal.com
Ваш пост украсил мой сегодняшний вечер! Благодарю за такую тщательную работу! Я болела за Леонардо, просто потому, что гораздо больше знала о нем. Я абсолютный дилетант, но люблю изобразительное искусство и понемногу интересуюсь. Вы сегодня открыли мне глаза на Дюрера. Я не представляла, что он такой разносторонний человек, и что его можно сравнить с самим Леонардо!
В прошлом году я готовилась к поездке в Вену, читала про музеи и впервые увидела его чудесного зайца. Да, и там он (заяц) на улицах нам часто встречался (мы как раз на католическую Пасху попали). Но в самой Альбертине настоящего Зайца не было. То ли мы его пропустили, то ли он был убран на тот момент. Там тогда выставка наших была: Малевича, Шагала, Кандинского. И мы торопились, это в последний день было, перед отъездом. Ну как-то так сложилось. А жаль!
Мадонны его мне нравятся меньше, а вот животные и растения прекрасны! Поразило, как это можно делать гравюры, двигая доску, а не руку! Это же ужасно неудобно! И медленно! Но у мастеров свои причуды!
Еще раз спасибо за интереснейший поединок!

Date: 2016-11-16 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Спасибо! Заяц душевный, да. Даже не знаю, какое другое слово подобрать.

Date: 2016-11-16 04:02 am (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com
Великолепный пост и открытие новой науки, Сравнительной Гениалогии.

И никакой ничьи, Дюреру за одного кролика я бы дал минимум 5 баллов!

Date: 2016-11-16 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Спасибо! Я как раз и хотела показать, что он ничуть не хуже Леонардо. У да Винчи такая вот "всеядность" в науках была скорее в ущерб его художественному гению, вызывала некую расфокусированность. Он за все брался с жаром, а потом быстро остывал. После него куча работ не законченных осталось. Нам на психиатрии в институте показывали чувака с МДП (маниакально-депрессивный психоз или биполярное расстройство), он говорил, не останавливаясь ни на минуту, - стихи цитировал, статьи, факты из жизни. У него была куча подтвержденных, самых настоящих патентов на изобретения, он ими просто фонтанировал. Причем, в разных областях. Мы тогда подумали, что это бред, но его лечащий врач после лекции подтвердил - чистая правда! Впечатление, что у Леонардо было что-то вроде этого.

Date: 2016-11-16 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] olegkin.livejournal.com
Отличный пост! Большое спасибо!

Date: 2016-11-16 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
И Вам спасибо!

Date: 2016-11-16 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] santa-eugenia.livejournal.com
За Дюрера! Но я просто очень к нему тяготею) Не в последнюю очередь благодаря вам.

Date: 2016-11-16 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Ох, смущает меня, конечно, его автопортрет в мужской бане... Если присмотреться... Но мы же его любим не только за это.

Date: 2016-11-16 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] santa-eugenia.livejournal.com
Невероятно красивый мужчина, нарцисс, гений и прагматик - это удивительная смесь, я считаю.

Date: 2016-11-16 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Да, он и философ по-своему, и дружил с философами. Невероятно обаятельная личность!

Date: 2016-11-19 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] simfosj1.livejournal.com
Да уж, "раскрутка" великая вещь?!))) Тем более на фоне упадка Священной Римской империи германской нации и расцвета Франции (а ведь оба были любимцами государей этих "стран"). А если, было бы наоборот и Франция "загнулась"?!
И еще, нужно прямо сказать, гений "Леонардо" уж как-то "смазывается" гением Микеланджело.
И еще, очень важный фактор - живописная и т.п. продуктивность художника - тут Дюрер просто не догоним...
Впрочем, для меня они оба гении Ренессанса! А как сравнивать гениев - эти "вещи" не совместные ( так и "лезет" А.С.П. про "гений и злодейство...").
Прекрасные у Вас посты про северное "Возрождение"!!!

Date: 2016-11-19 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Спасибо!
Если говорить об итальянцах, меня и Рафаэль больше впечатляет, чем да Винчи, хоть он и успел совсем мало.

Date: 2016-11-20 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] lelya-bell.livejournal.com
Какая отличная статья, настоящее исследование! и комментарии замечательные, зачитаешься)))

Date: 2016-11-25 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] meursault-vs.livejournal.com
Конечно Леонардо! Он БОГ!
Дюрер, да, гениален и красив, без его гравюр не мыслю познание Библии.
Но Мадонны Леонардо! Они такие живые. Моя любимая - Мадонна Бенуа.
Леонардо своими изобретениями обогнал свое время на 500 лет.

Date: 2016-11-27 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] pragmatichka.livejournal.com
Замечательный поединок! Болела, конечно же, за Дюрера - бесспорный непревзойденный график! его автопортеты - потрясающи! А его рисунок "Молодая пара", по-моему, милее всех Мадонн Леонардо. И, думаю, что даже в номинации "наличие повсеместно известного, до тошноты растиражированного, узнаваемого даже слабо зрячими шедевра" он не подкачал :-)) - а его руки молящегося?!

Date: 2016-11-27 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] agritura.livejournal.com
Обожаю его! Он - Лучезарный! Но, боюсь, безбровую Джоконду узнает даже африканский школьник, а руки - пока нет. Но, думаю, нашими всеобщими усилиями мы со временем исправим положение. :)

Date: 2016-12-10 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] velgal.livejournal.com
Как интересно...никогда бы не подумала, что можно великого Леонардо сравнить с Дюрером, о котором я услышала лишь пару лет тому назад, когда увидела его зайца в Нюрнберге...и не поняла - что там такого в этом зайце....Ещё видела лестницу Леонардо да Винчи в замке Шамбор, но, наверное, он так и не увидел её. Так что спасибо, буду знать о таланте Дюрера.

Profile

agritura: (Default)
OLENA POPOVA

August 2017

S M T W T F S
  12345
678910 1112
1314151617 1819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 01:30 am
Powered by Dreamwidth Studios