
Хуго ван дер Гус "Алтарь Портинари" ("Поклонение Пастухов"), Галерея Уффици, Флоренция (ок. 1477).
Центр. панель - 253 Х 304, створки - 233 Х 141 (!!!)
Хотелось, как обычно, просто взять и рассказать об еще одном художнике Северного ренессанса, Хуго ван дер Гусе. Так и начала, но описание одной из важнейших его работ заняло так много места на бумаге, что мы выделим для нее отдельный пост, а в следующем узнаем подробности жизни несчастного Хуго и познакомимся с другими его работами.
Итак, речь пойдет о триптихе, известном под названием «Алтарь Портинари». Здесь надо сразу признаться, что речь пойдет, в основном, о заказчике, флорентийце Томмазо Портинари, а о самом Хуго - совсем немного.

"Проклятый цветок" - флорентийский флорин.
Скажем только, что Хуго был уроженцем Гента, где и прожил большую часть жизни, был невероятно знаменит и почитаем в свое время, получал заказы у Бургундского двора, и у придворных иностранцев, конечно, тоже. О нем, как и обещалось,- позже, а сейчас об иностранцах. Нидерланды в 15 веке - часть Бургундии. Страна торговая, на пересечении морских международных путей. Иностранцев в крупных городах, таких как Брюгге, Гент, Брюссель, было немало. Довольно много было в то время при бургудском дворе флорентийцев в том числе. Известно, что в торжественном шествии на герцогской свадьбе (бракосочетание Карла Смелого и Маргариты Йоркской в 1468 году) принимали участие 25 знатных флорентийцев (в том числе Томмазо Портинари).
В Нидерландах существовал филиал банка всесильного флорентийского клана Медичи чуть ли не со времени создания самого банка. Как и многие другие дворы Европы, Бургундский двор практически жил на содержании заграничных олигархов,
Руководителем Нидерландского отделения банка Медичи долгое время был Томмазо Портинари, выходец из богатой и знатной семьи. Он более 25 лет прожил в Брюгге, где находился офис банка (от Брюгге до Гента 51 км, если что). Надо сказать, при Козимо Медичи он никогда не поднимался выше должности заместителя директора банка - Козимо не доверял ему, он считал Томмазо легкомысленным. Директором Портинари все-таки стал, уже в возрасте 40 лет (1464), когда после смерти Козимо дом Медичи возглавил его сын Пьеро Медичи Подагрик.

Рогир ван дер Вейден "Портрет герцога Карла Смелого"
Карл Смелый, Герцог Бургундский, водил дружбу с Томмазо Портинари. Томмазо против такой дружбы не отказывался, так как у него были свои интересы - он хотел получить у Карла некие преференции, чтобы со временем взять под контроль международную торговлю нидерландской шерстью – уже в те времена родина ван дер Гуса славилась своими текстильными мануфактурами.
За дружбу с герцогом надо было платить, причем в прямом смысле слова (и чужими деньгами) – Карл Смелый брал в банке Медичи огромные кредиты, не особо спеша их погашать. Риск, как казалось Томмазо, не велик – двор богат, страна процветающая, активно торгующая, Карл молод и здоров, как бык - с чего бы переживать? Да тут вдруг случилось непоправимое – герцог был весьма амбициозен и ввязался в войну, во время которой погиб (в битве при Нанси) в возрасте 43 лет. Это оказало огромное влияние на историю Нидерландов и на европейскую историю вообще - он не успел оставить наследника мужского пола, единственная его дочь вышла за Максимилиана Габсбурга и вскоре тоже погибла на охоте и т.д. и т.п. - но это уже другой рассказ, не раз в моем блоге звучавший.

Я, А. Браувер, Дж. Вазари и Х.Мемлинг "Лоренцо Великолепный избивает Томмазо Портарини из-за кредита Карла Смелого"
А у Томмазо проблемы...
Остро встал вопрос: кто теперь вернет банку деньги?! Сумма долга оказалась колоссальной, это сказалось на деятельности всего банка, что привело в ярость владельца, тогдашнего главу дома Медичи, Лоренцо Великолепного. Он обвинил Томмазо в пренебрежении своими обязанностями и предательстве интересов Медичи ради поддержания своего фавора у Карла. Томмазо было поставлено жесткое требование - навести порядок в делах филиала, при этом Лоренцо самоустранился и не пожелал сам в этом участвовать - как хочешь, так и выплывай. Случилось это примерно в то же время, когда банкир заказал Хуго ван дер Гусу алтарь "Поклонение пастухов" - в 1477. Ну, почти сразу после заказа.

Часовня семьи Портинари в базилике Сант-Эусторжио в Милане (1468)
Опальному банкиру частично удалось уладить дела с долгом, он продолжил банковскую деятельность, сотрудничая уже с Максимилианом Габсбургом (тот погасил часть долга) и Филиппом Красивым. На время Томмазо даже помирился с Лоренцо Великолепным, но его преследовали дальнейшие неудачи, и в 1480 отделение банка было закрыто. Умер Томмазо в 67 лет в бедности. А вспомнить ему на пенсии было что!
Томмазо обожал нидерландскую живопись (и вообще роскошь, к слову)! Есть как минимум 3 известных его изображения, написанных "северянами".

Ханс Мемлинг "Портреты Томмазо Портинари и его жены Марии Магдалины Барончелли", прим. 1470-71. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Масло и темпера на дереве. Размер каждой - 30,5 Х 40 см.
Эти панели когда-то были створками небольшого алтаря. Центральную часть занимало изображение Марии с младенцем, но оно не сохранилось. Картины написаны в год свадьбы пары, когда Марии было всего лет 14-15. Интересно, что в отличие от него, она совсем не похожа на итальянку - белесая она какая-то. А он ничо так...
Вот эта остророгая шапка на голове у дамы называется "геннин" (или "атур"). На инфракрасной фотографии обнаружилось, что ее ранее украшала огромная драгоценная брошь с каменьями, но, видимо, потом решили убрать, чтобы не хвастаться чрезмерным богатством в присутствии Богородицы.

А это уже створки "Алтаря Портинари", написанного ван дер Гусом лет через 6-7. Пара уже имеет 3 детей (они тоже на картине с родителями) и еще одного "в проекте" - еще один сын родился в 1476 году, когда шла работа на алтарем. Мария Портинари не выглядит на изображении беременной, но, с одной стороны, может быть еще и не видно, она очень тощая, а с другой стороны, художник мог и не рисовать ее увеличившийся живот. И вообще, он, похоже, не парился и наряд модели срисовал с более ранней работы своего собрата по кисти Мемлинга - не думаю, что синьора Портинари не имела платья на смену для позирования и ходила 7 лет в одном и том же. Даже украшение на шее скопировал!

Чуть крупнее.
Алтарь Портинари - огромная штуковина, просто исполинская, почти как "Гентский алтарь" ван Эйка. Размеры его 255 Х 588 см в раскрытом виде! Многие исследователи, особенно ранние, считали, что Хуго ван дер Гусу не давали покоя слава и мастерство ван Эйка, что, якобы, из-за этого у него даже начались проблемы со здоровьем, но эти предположения безосновательны. Гус по-своему прекрасен и самобытен.

Ханс Мемлинг. "Предполагаемый портрет Фолько Портинари, предка Томмазо"
Заказ был сделан Томмазо для церкви святого Эгидия при госпитале Санта-Мария-Нова, учрежденном семьей Портарини во Флоренции еще в 13 веке. На пожертвования семьи госпиталь открыл предок Томмазо, Фолько Портерини в 1288 году. Изначально планировалось написать работу на родине художника, а затем морем перевезти ее на родину заказчика.


Госпиталь Санта-Мариа-Нова во Флоренции на старинной гравюре и современный вид. Он до сих пор действует, как лечебное учреждение!
Госпиталь был гордостью семьи, даже папа римский одобрил такую гуманистическую идею и призвал всех богатых людей совершать подобные богоугодные дела.
Поначалу это просто была больница для неимущих, но затем слава ее стала расти, как и финансовые вливания, стены госпиталя украсили фрески итальянских художников, таких, как Биччи ди Лоренцо, Фра Бартоломео, Джованни делла Робия и других.
Алтарь Томмазо хотел установить в церкви святого Эгидия при госпитале, которая стала усыпальницей семьи Портинари. Со временем все свершилось, как он и задумал.

Буччи ди Лоренцо "Церковь святого Эгидия".

Фабио Борнаротти "Церковь святого Эгидия" (кон. 19 века)
Куда уж они там втиснули алтарь, не знаю, церковь-то небольшая, но как-то втиснули. Алтарь "приплыл" во Флоренцию через Сицилию на корабле уже после смерти художника (прим. 1483), но не позднее 1485, потому что именно в 1485 появилась итальянская копия его элементов:
Посмотрите на это "Рождество и Поклонение пастухов" Доменико Гирландаио, написанное в 1485:

И на пастухов повнимательней посмотрите. Ничего не напоминает?:

Брюнетистый пастух - автопортрет Доменико, кстати. Нельзя сказать, что прям ужас-ужас, как картины похожи, но композиционное заимствование налицо.
Вернемся к "Поклонению пастухов".
Напомню, как там дело было:
"...Когда же они были там (в Вифлееме), наступило время родить Ей;
и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

Деталь картины
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
...
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях" (Лука 2:6-16)

Центральная часть алтаря
Здесь мы видим не обычное рождество, а Мистическое - много раз упоминала его, этот сюжет очень любили "северяне", "укладывая" младенца прямо на голую землю. Так и привидилось святой Бригитте: "...вдруг появился он сам собой на земле, обнаженный и сияющий...".
На картине мы видим 15 ангелов - и в разноцветных литургических одеяниях, и в самых скромных, однотонных. Развевающиеся на лету складки их одежд, клубящиеся причудливыми завитками, - привет из готики, симпатичный такой архаизм. Старенький Иосиф в медитативном благоговении немного в стороне наблюдает за сценой. Сандалии его сброшены с ног - этот прием мы видели уже на разных картинах разных мастеров Севера - они означают смирение и готовность следовать судьбе ("Скинь сандалии твои, ибо ты стоишь на святой земле").
Есть интересная такая гравюра:

Это лист из "Библии для бедных" ("Biblia Pauperum") - для простых людей, с картинками и простыми пояснениями. Такие начали печатать в 1466 году. Мы видим Моисея слева, перед говорящим горящим кустом, и здесь он даже без сапог, хотя Бог требует снять сандалии (демонстрация полного смирения)! Посередине Мария и Иосиф в сцене Рождества ( у ног его, кстати, рубанок). Так что эти сюжеты нередко связывали.
Еще посмотрите на быка и осла:

Бык (вол) поднял голову, он словно участвует во всеобщем поклонении, а осел безучастен, его интересует только еда:
"Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет" (Исайя 1:3). Вроде как, осел символизирует иудеев, а вол - язычников. А вообще, эти животные, нередко в живописи присутствующие при Рождестве, символизируют мир, бедность, смирение и жертвенность.
Еще, говорят, за рогами вола можно рассмотреть неясную тень, это недремлющий дьявол наблюдает из-за колонны, но здесь не хватает разрешения.
Еще раз посмотрим на пастухов:

Они прекрасны! Правда? Похоже, для их портретов позировали реальные люди. Это бендейшие из бедных, простые крестьяне, изможденные суровой жизнью и тяжким трудом. Посмотрите на их обветренные загорелые лица, натруженные руки, скромные, почти нищенские одеяния. Хуго ван дер Гус очень уважительно и деликатно изображает их, без тени иронии, признавая, что их благоговение самое искреннее.
Три возраста, три эмоции: старик смотрит на малыша с пониманием и любовью, средних лет - с улыбкой и радостным удивлением, разведя от неожиданности руки, а младший просто шокирован происходящим, его рот открыт от изумления. Забавно, что его лицо немного смахивает на искаженное ужасом лицо грешника с картины Рогира ван дер Вейдена "Страшный суд", но эмоции все-таки разные:

На картине присутствуют дети Портинари. Мальчики:

Это средний и младший ребенок Томмазо и Марии (старшая - девочка, потом эти двое, следующим родился Гвидо, потом еще несколько детей). Мальчики маленькие совсем, где-то 3 (а может, и 2) и 4-5 лет. Антонио (тот, что постарше) родился в 1472, Пигелло - в 1474. По возрасту детей и установили примерное время написания картины, она не датирована.
Девочка:

Она просто рыжая! Причем, самым наглым образом! Хорошо, что мама белобрысая (вроде бы), а то я подумала бы, что синьора Портинари нашкодила с кем-то из местных! Ген брюнетистости-то доминантный! Зовут маленькую принцессу Маргарита, родилась она в 1471 году

Слева. Разворотила зверюге брюхо и такая, книжечку читает. Справа - разряженная в пух и прах Мария-Магдалина, покровительница матери семейства. Ее, как бывшую куртизанку, всегда изображают принарядившейся в экзотические одеяния, с вычурной прической. А еще с сосудом с елеем или миррой в руках - она несла его, чтобы умастить тело усопшего Христа.

Еще раз створки в сборе, все святые и их подопечные. На "мужской половине" покровители Антоний-настоятель (старшего сына Антонио, старик слева) и Фома (или Томас, покровитель Томмазо). Святые, как видите, чуть крупнее смертных, чтобы не думали там и не зазнавались, что их пустили в божественную картину.
Есть еще один "участник" картины, неодушевленный, но важный:

Это самый настоящий, практически первый в мире нидерландский натюрморт! В любой книге об истории натюрморта всегда с него рассказ и начинают. Были, конечно, всякие графинчики и вазочки разрозненные, но тут уже точно постановочный натюрморт.
Колосья пшеницы - символ Христа. Если помните, когда он преомил хлеб, сказал апостолам: "Се тело мое". Каждый цветок тоже имеет значение. Рассыпанные на земле фиалки - символ смирения, не зря они рядом с сандалией Иосифа. Белый ирис - невинность, синий - скорби Богородицы, красная лилия - кровь Христовых страстей. Водосбор - слезы Марии, ноготки (на нидерландском они звучат как "цветок из гвоздей") - гвозди в ладонях Христа, страсти Христовы. Еще интересно, что ириса три - это, вероятно, символ троицы. А еще ирис - символ Флоренции - помните, на монете, выше в посте? Есть здесь сосуд с чистой водой - символ чистоты Марии, почти на всех подобных картинах нидерландцев присутствует (или графин). Второй сосуд - пример испанской керамики в стиле албарелло (от альба - белая). Такой вот, например:

Такие сосуды использовали для аптечных и медицинских целей. Видимо, здесь ван дер Гус изобразил символические цветы в такой емкости, т.к. алтарь предназначался для лечебного учреждения. Это еще и иносказательный намек на то, что Христос - лекарство для больной души.
Помните, когда родился Господь?

Спешащие акушерки, Майя и Саломея, как мы знаем, опоздавшие - пришли, когда дитя уже появилось. Тут они и не спешат особенно.

Иосиф ведет Марию, нежно поддерживая, на пути в Вифлеем.

Слуга из свиты прибывающих волхвов (королей) спрашивает дорогу у местного крстьянина.
Еще есть детальки интересные:

На здании позади мы видим герб в форме арфы - герб Давида, символ Ветхого завета. Ангел у Луки говорил: родился ребенок в Вифлееме ("дом хлеба" в переводе), в доме Давида.

Еще есть задняя часть створок с гризайльным изображением Благовещения. Голубь как-то прям угрожающе атакует Марию!
Ну, что, мы с вами почти под микроскопом алтарь разобрали.
Думаете, это все? А про третье изображение Портинари забыли!
Вот оно:

Это он смирненько сидит в чаше весов на картине Ханса Мемлинга "Страшный суд". Вот эта картина:

Ханс Мемлинг "Страшный суд", 1473, Гданьск, Поморский музей
Тоже немаленький такой алтарь - 211 Х 121 см центральная часть, и по 223,5 х 72,5 боковые .
Нужный нам фрагмент:

Заказал этот алтарь совсем другой человек - Якопо Тани, еще в 1467 году. Как же Томмазо попал в картину, да еще и в самую середку?! А ушлый он был! Тани был предшественником Портарини на руководящем посту в банке с 1455 по 1469 год, но после назначения главой Томмазо он банк не покинул. Когда в банке произошла смена руководства, работа над картиной шла полным ходом.
Алтарь был заказан для церкви бенедиктинского монастыря Бадиа-Фьезолана во Фьезоле (что-то вроде корпоративного храма сотрудников банка), где у него была часовня святого Михаила (он фигурирует в центре картины). Преемнику Якопо, Томмазо, очень хотелось быть запечатленным на этой грандиозной работе и он как-то умудрился уговорить художника и заказчика дописать себя уже после окончания картины. То ли Якопо решил "прогнуться", то ли Томмазо хорошо заплатил, точно не известно, но теперь он сидит голяком в самом центре чужого заказа. Предполагают, что на алтаре среди праведных душ могут быть изображены и другие
А еще Томмазо руководил отправкой алтаря во Фьезоле. Когда-то он купил у Карла Смелого три корабля, пылящихся без дела - они были построены для крестового похода, но не пригодились. Один из них, "Маттео", и перевозил алтарь. На пути из Саутгемптона в Пизу он был атакован и разграблен пиратами, нанятыми Ганзой (куда входил Гданьск) - Ганза воевала с Англией, и объяснения, что корабль, плывущий из Англии - не английский, не подействовали. Никакие переговоры, ни даже вмешательство Папы, ничего не дали - алтарь Мемлинга и поныне в Гданьске. А Портинари, как мы знаем, на склоне лет обнищал и остался почти таким же голым и босым, каким он влез в чужую картину.
С меня еще рассказ о самом художнике. Хорошей вам недели!
Информацию беру в книгах, интернете, лекции dr. Vida Hull в ютубе.
no subject
Date: 2016-08-07 07:06 pm (UTC)Люблю читать интересное, много и с картинками. Спасибо!
no subject
Date: 2016-08-08 05:11 am (UTC)no subject
Date: 2016-08-08 12:10 am (UTC)no subject
Date: 2016-08-08 05:10 am (UTC)no subject
Date: 2016-08-09 02:45 pm (UTC)кстати, у меня две подружки брюнетки замужем за блондинами ( голландец и финн), так вот дети - блондины :)
no subject
Date: 2016-08-10 06:44 am (UTC)безумная женщина,за теплые слова! Для меня очень важно, что это кому-то интересно. Для меня тоже важно, когда милые и добрые люди ко мне заходят, читают меня и еще и такие замечательные комментарии оставляют!no subject
Date: 2016-08-10 06:45 am (UTC)no subject
Date: 2016-08-09 03:29 pm (UTC)no subject
Date: 2016-08-10 06:44 am (UTC)no subject
Date: 2016-08-19 03:53 pm (UTC)http://www.utrechtpsalter.nl/
http://psalter.library.uu.nl/page?p=0&res=1&x=0&y=0
no subject
Date: 2016-09-25 04:21 pm (UTC)no subject
Date: 2017-03-04 04:17 pm (UTC)Хочу сделать одну марку. Вы писали: "Она просто рыжая! Причем, самым наглым образом! Хорошо, что мама белобрысая (вроде бы), а то я подумала бы, что синьора Портинари нашкодила с кем-то из местных! Ген брюнетистости-то доминантный! "
Во-первых, цвет волос определяется двумя аллелями, т.е. двумя парам генов. Одна - светлый-темный, другая - рыжий-не рыжий. Если у ребенка встречаются две рецессивных аллели, то он будет блондином. А про рыжесть был такой вопрос "на засыпку" на вступительном экзамене по биологии тогдашнего Ленинградского университета: "Я не рыжий и жена моя не рыжая, родился рыжий ребенок, имею право выгнать ее из дому?" Так вот правильный ответ - не имеет :)
no subject
Date: 2017-03-04 04:35 pm (UTC)Да я знаю про наследование генов - врач по образованию. Ну, думаю, чуть "желтизны" придает пикантности даже искусствоведческому посту :-)